RUSactors.ru

На прошлой неделе в российский прокат вышел фильм Фёдора Бондарчука "9 рота", уже вызвавший неоднозначные отклики критиков. Так, "Независимая газета" написала, что фильм интересен только спецэффектами.

Сценарий фильма основан на реальных событиях, произошедших в Афганистане в 1987-1989 годах. Бюджет картины более чем внушительный - 9 млн долл., из них только 450 тысяч ушло на сцену взрыва самолета - она снималась 17 дней. Кроме того, в картине принимала участие массовка из 2 тысяч человек, снимались 30 танков, 25 БМП, 24 БТР, 10 вертолетов и 23 самолета.

Как пишет газета "Версия", изначально автор хотел снять "Судьбу человека-2" (по аналогии с картиной его отца Сергея Бондарчука "Судьба человека"), но затем от темы Великой Отечественной отказался.

Война в Афганистане продолжалась 9 лет, за это время звание героя Советского Союза получили 86 человек. В картине идет речь о 9-й роте 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка.

Герои фильма - семеро молодых десантников, которых отправляют в Афганистан после нескольких месяцев "учебки". Их первое задание: занять высоту 3234, чтобы обеспечить прохождение колонны. В неравном бою рота гибнет. О том, что война уже закончилась, узнал только командир взвода.

Фильм Фёдор Бондарчук посвятил отцу. Режиссер, сам служивший в рядах вооружённых сил, пытается осмыслить войну в Афганистане, которую стараются не вспоминать. По мнению газеты, режиссерский дебют Бондарчуку удался. В своё время он рвался в Афган, но его не отпустил отец. Писал заявление, чтобы попасть на войну в Афганистан, и автор сценария Юрий Коротков. Но пока бумага прошла все инстанции, его уже демобилизовали.

Материал Коротков брал из жизни: встречался с теми немногими, кто вернулся. "Коротков пил с ними водку, вытаскивая из них правду о той войне", - пишет издание. И узнал, что история 9-й роты реальна. Это подразделение действительно существовало.

В картине нет жёсткого сюжета, характерного для фильмов о войне. Авторы фильма Бондарчук и Коротков и продюсеры Елена Яцура и Александр Роднянский боялись сделать боевик. Бондарчук стремился к тому, чтобы всё было максимально приближено к действительности. "По убеждению режиссёра, солдаты должны были кричать, хотеть есть, пить, справлять нужду и чувствовать себя, как загнанные животные", - пишет газета.

На съемках актёры брали высоту в течение трёх дней в 50-градусную жару. Константин Крюков потерял сознание, потому что у него был солнечный удар, Артёму Михалкову выбило палец, у Артура Смольянинова начинались спазмы. Вертолёты летали так низко, как летать вообще нельзя по технике безопасности.

"Версия" пишет и о музыке к фильму. Музыкальный продюсер Андрей Феофанов занимался проектом от начала до конца. А композитор Дато Евгенидзе, известный в Грузии и за рубежом, впервые работал с россиянами. Основная музыкальная тема была написана им ещё до съёмок - по просьбе Бондарчука. Режиссёру она понравилась, тогда сделали аранжировку и отправили её на съёмочную площадку.

Бум-бокс ставили на БТР или танк, и все сцены снимались прямо под громко звучащую музыку. Потом присылали отснятый материал в студию, и под каждый эпизод писалась отдельная оркестровка прямо перед экраном в студии. Затем техническая работа: писались партитуры под оркестр, более 120 человек, дальше записывались темпо-трек и клип. Сводили это всё в Лондоне на лучшей в мире, по мнению Бондарчука, студии Pinewood.

Режиссёр готовил эту картину шесть лет: сначала шлифовал сценарий, затем искал деньги. Съемки проходили сначала в Крыму, потом в Подмосковье и Узбекистане.